По дороге математики: руководитель физматшколы Центра «Луч» Сергей Новиков о царице наук, методике работы и, конечно, учениках

Перейти тексту интервью

Опубликовано: восьмого февраля две тысячи восемнадцатого года.

По дороге математики: руководитель физматшколы Центра «Луч» Сергей Новиков о царице наук, методике работы и, конечно, учениках

 

В декабре 2017 года по результатам интернет-конкурса «Наша гордость» одним из победителей в номинации «Люди» стал руководитель Елизовской физико-математической школы Сергей Новиков. Он возглавляет ЕФМШ вот уже более 20 лет. Школа по праву считается самой продуктивной на Дальнем Востоке. Легко ли быть директором, учителем и просто счастливым человеком Сергей Николаевич рассказал накануне Дня науки.

В декабре 2017 года по результатам интернет-конкурса «Наша гордость» одним из победителей в номинации «Люди» стал руководитель Елизовской физико-математической школы Сергей Новиков. Он возглавляет ЕФМШ вот уже более 20 лет. Школа по праву считается самой продуктивной на Дальнем Востоке. Легко ли быть директором, учителем и просто счастливым человеком Сергей Николаевич рассказал накануне Дня науки.
Небольшой экскурс в историю физматшколы. С какой целью она создавалась? Какова ее структура?
В конце 80-х гг. Министерство образования СССР в отчете по результатам олимпиад указало на низкую олимпиадную подготовку камчатских школьников. Проблема была обозначена, и в 1993 г. появилась Камчатская областная очно-заочная физико-математическая школа под руководством Светланы Анатольевны Селянгиной.
Я в это время работал в Термальненской школе. У моих учеников уже были олимпиадные успехи: они успешно выступили на Всесоюзной олимпиаде среди сельских школьников в Геленджике. Светлана Анатольевна пригласила меня к сотрудничеству в ОЗФМШ. Так я стал одним из первых преподавателей в ОЗФМШ.
Город Елизово всегда славился хорошим школьным математическим образованием, но с олимпиадной подготовкой были проблемы. К тому времени на протяжении двух десятилетий не было ни одного призового места на областной олимпиаде по математике.
20 октября 1997 г. по инициативе  заведующего Елизовского ГорОНО Николая Васильевича Жеребцова в Елизово был создан филиал ОЗФМШ. Так появилась Елизовская физико-математическая школа. На тот момент я был руководителем и единственным работником Елизовского филиала. Через год у нас появился первый призёр областной олимпиады, а уже в 1999 г. – первый в истории Дальнего Востока призер Всероссийской олимпиады (первенства страны) по математике. Это был Константин Клепиков.
ЕФМШ потихоньку разрасталась: к математике присоединилась химия, потом физика, а в последние годы добавились ещё биология и информатика. В 2002 г. по инициативе Николая Васильевича и Светланы Анатольевны  ЕФМШ отделилась от областной школы и стала самостоятельной. Первым директором была назначена Любовь Викторовна Голованёва, а через несколько месяцев директором назначили меня.
У нас не было помещения, мы работали на базе 7-й школы, потом 2-й школы, потом вечерней школы. В конце концов мы влились в Центр дополнительного образования детей «Луч»,  в составе которого и находимся по сей день.
Сергей Николаевич, как строится система обучения в школе? На чем она основана?
У нас сейчас 8 преподавателей, случайных людей нет, все очень хорошие специалисты. Каждый работает по-своему, я не навязываю им ни стиль работы, ни методику. Всё-таки здесь присутствует и спортивная составляющая образования. Нужно не просто подготовить ученика, а подготовить его лучше всех. А копия не может быть лучше оригинала – повторяя за кем-то, первым не станешь. Поэтому я буду говорить только о моей личной системе работы. Причем о системе работы в дополнительном образовании, так как в школе я работаю несколько иначе.
Олимпиадники должны не только знать математику, но и понимать её, чувствовать. Просто выслушать изучаемую тему, а затем повторить то, что сказал преподаватель, здесь не годится. В идеале все знания должны быть открыты самостоятельно, и все методы решений выработаны самим учеником. Поэтому лекционный и фронтальный тип обучения здесь не подходит. Нужна индивидуальная работа. К тому же у каждого своя скорость продвижения по учебному материалу.
Поиски системы работы с одарёнными детьми я начал еще в середине 80-х гг. У детей из центральной России был замечательный конкурс решения задач в журнале «Квант». Но к нам журнал приходил с большим опозданием, и участвовать в конкурсе мы не успевали. Тогда я стал проводить свой конкурс для моих учеников, и количество решенных задач стало собираться в рейтинг. Рейтинг придал соревновательность, поднял интерес к конкурсу, и навсегда остался в моей методической системе. Сейчас рейтинги в образовании стали нормой, а тогда я был первым, компьютеров еще не было, все приходилось делать вручную, на печатной машинке.
Дальше надо было решить проблему с индивидуальной работой. Литературы по методике работы с олимпиадниками тогда не было, приходилось идти на ощупь, методом проб и ошибок. Чтобы ученики решали сами, а не наблюдали, как решает кто-то другой на доске, я сделал карточки. Огромное количество карточек. Теперь у каждого есть задача, и у всех они разные. И тут появилась проблема – на занятиях возникли очереди, чтобы сдать задачу. Сейчас я знаю, что задолго до меня подобную систему разработал Николай Николаевич Константинов. Проблему очередей он решил просто – на одном занятии работает 3-5 преподавателей. Но я-то был один.
Проблема была решена следующим образом: один ученик сдавал карточку мне, его фамилия писалась на карточке, остальные сдавали задачу уже ему. В принципе, в этом нет ничего нового. Но за каждую решенную задачу ученик получал балл в рейтинг, если задача не решалась, балл в рейтинг получал уже эксперт. Рейтинг каждый день обновлялся и вывешивался в кабинете, а в последние годы – в интернете.
Такой прём задач друг у друга включил очень много процессов. ФМШата сдают задачи устно, у них развивается речь, причем всё должно быть аргументированно и логично. А как они строят контрпримеры, как прощупывают, понимает ли оппонент суть вопроса! Я иногда просто любуюсь, наблюдая, как они принимают задачи. Кстати, в итоге многие наши выпускники стали педагогами, ведут олимпиадную подготовку в разных городах России, преподают в школах и вузах.
Сколько в настоящее время воспитанников у вас обучается?
На данный момент в ЕФМШ 445 учащихся, из них олимпиадной подготовкой занимаются 213 школьников по 5 предметам.
Думали ли вы, что когда-нибудь станете директором школы?
Никогда не думал, и желания такого не было. Да и директором я был совсем недолго, мы вошли в состав Центра «Луч», и я там заведующий отделом. Активно занимаюсь преподаванием, а быть одновременно хорошим преподавателем и хорошим администратором – задача непосильная. Я несколько раз искал человека, который бы возглавил ЕФМШ, но каждый раз слышал о планах реформирования физматшколы, и это меня останавливало.
Без чего работа школы не состоялась бы?
Руководитель сборной России по математике Назар Хангельдыевич Агаханов сказал, что для появления сильных олимпиадников нужны не промышленное и научное развитие региона, а наличие учителей-энтузиастов и поддержка местных властей.
Так вот, без поддержки властей ничего бы не получилось. Управление образования Администрации Елизовского муниципального района и Министерство образования и молодежной политики всегда готовы протянуть руку помощи.
И еще мы чувствуем поддержку большинства директоров школ района и учителей-предметников. Без них было бы очень трудно.
Как в дальнейшем складывается судьба ваших физматшкольников?
У выпускников ЕФМШ все складывается замечательно, они, как правило, набирают на ЕГЭ более 90 баллов и поступают в самые престижные вузы страны, такие как МГУ, МФТИ, СПбГУ. У нас сейчас на самом сложном факультете страны – мехмате МГУ – есть представители на всех шести курсах и в аспирантуре. Наиболее отличившихся наших выпускников принимают в вузы без экзаменов.
Вышесказанное может сработать как реклама, пришел в ЕФМШ – и ты лучший.  Поэтому сразу хочу сказать, поступить в ЕФМШ легко, мы берем без вступительных испытаний, а вот заканчивают ЕФМШ менее половины поступивших. Тяжело. Приходится очень много работать.
Наши выпускники успешны и в вузе, и после его окончания.  Потому что они научились мыслить и  много работать.
В чем видите свою миссию не как руководитель, а как учитель?
Миссия учителя? Причем, я бы уточнил – учителя математики. Математика – единственный школьный предмет, требующий развития непосредственно интеллекта. По остальным предметам, если всё выучил, у тебя пять. На математике, всё выучив, можно остаться с тройкой.
Еще в самом начале работы я для себя решил так: если по моей вине рыночный торговец будет плохо знать математику – это плохо, но это не беда. А вот если по моей вине будущий потенциальный академик не станет академиком – это преступление против государства.
Так что моя миссия даже не обучение математике, а развитие и тренировка интеллекта посредством математики.
Какой видите в перспективе физматшколу?
Мне уже достаточно много лет, и какой школа будет в будущем, решать нынешней молодежи. А я могу только помечтать, какой её хотелось бы видеть.
Первая мечта, наверно, неожиданная для многих и трудно исполнимая. Хотелось бы, чтобы у ЕФМШ появился спортзал. Дети отсидели 5-7 уроков в школе, пришли на олимпиадную подготовку, и опять за парты. Спортивные секции не выход. Олимпиадники, которые вышли на всероссийский уровень, вынуждены прощаться со спортом – не хватает времени. А двигательная активность все-таки необходима, хотя бы по часу в день.
ЕФМШ, ФМШ г. Петропавловска-Камчатского и Центр образования «Эврика» практически покрывают запросы наших городов в олимпиадной подготовке школьников. А вот в отдалённых поселках есть дети, которым тесно в рамках школьных знаний. Есть, конечно, СУНЦ НГУ (школа-интернат при Новосибирском университете). Но это далеко и дорого. Поэтому имело бы смысл строительство небольшого интерната краевого значения для одаренных детей. И разумней всего его строить в Елизово, так как тут климат мягче, а еще Елизово – перекрёсток камчатских дорог. А если так, то это под патронажем ЕФМШ.
Наши  выпускники, к сожалению, практически не возвращаются на Камчатку, так как у нас нет наукоёмкого производства. Поэтому было бы здорово организовать при ЕФМШ, скажем, фирму по программированию, которая выполняла бы заказы любой сложности. Вот тогда наши ученики возвращались бы работать домой.
Чем вы гордитесь?
Конечно, ЕФМШ. Всё-таки здорово, что удалось её создать в родном городе. И очень хочется верить, что школа еще долго будет существовать и работать на более высоком уровне.
Ещё, может быть, пятнадцатью призовыми местами в финале Всероссийской олимпиады. Или победителями международных олимпиад. А может выпускниками, которые получили учёные степени. Или это поводы для отчётов и статистики?
Может, зайти с другой стороны. Боян Обухов, член методсовета Всероссийской олимпиады по математике, автор многих задач, тренирует сборную Москвы по математике. Сергей Труднев в 30 лет декан мореходного факультета КамчатГТУ. А Степан Асаулов, а Константин Клепиков, а Денис Ненашев, а …. Да, учениками я горжусь! И что теперь? Должен ходить важный и гордый?
Нет, ощущения другие. У меня замечательные ученики, у меня прекрасные коллеги, у меня понимающее начальство. У меня терпеливая семья, которая привыкла, что я работаю по выходным и во время отпуска.
Сейчас студенческие каникулы, значит, выпускники придут в гости.
Я с удовольствием иду на работу, занимаюсь любимым делом, и мне за это еще и зарплату платят. Я не гордый. Я счастливый!
Беседовала Ольга Жмурова

Фото: Виктор Гуменюк / информационное агентство «Камчатка»

Конец интервью

к списку интервью