Максим Удовиченко: «Вундеркиндом себя не считаю»

Перейти тексту интервью

Опубликовано: третьего декабря две тысячи девятнадцатого года.

Максим Удовиченко: «Вундеркиндом себя не считаю»

 

Отгремел финал седьмого регионального конкурса «Ученик года Камчатки – 2019». В течение недели 13 старшеклассников боролись за звание лучшего из лучших.

 Ребята прошли ряд серьезных конкурсных испытаний, и каждый – по-своему успешно. Поэтому и работа жюри оказалась более чем сложной: сильный состав конкурсантов, высокий уровень подготовки, личные качества каждого и воля к победе поставили перед арбитрами особую задачу. Но справиться с ней удалось.

Победителем седьмого регионального конкурса «Ученик года Камчатки – 2019» стал десятиклассник средней школы № 40 Петропавловска-Камчатского Максим Удовиченко. Звание лауреатов заслужили Александр Любайкин, ученик 11 класса школы № 9 Вилючинска, и 11-классница школы № 2 п. Усть-Камчатска Варвара Володина.

Весной 2020 года Максим Удовиченко представит Камчатский край на всероссийском конкурсе «Ученик года», который пройдет в Ульяновске.

Максим – единственный и любимый ребенок в семье. Мама Ирина трудится в одном из госучреждений, а папа Михаил – частный предприниматель в области машиностроительных технологий. Отчасти пример отца вдохновил Максима на изучение точных наук, и не зря его выбор пал именно на технологический класс – с уклоном на освоение физики, математики, информатики и инженерной графики (так серьезно сейчас именуется черчение).

«С первого класса меня манили математика, конструкторы, хотелось разобраться в разнообразном сложном оборудовании, понять, что и как работает», – вспоминает Максим.

Но наше интервью мы начали мы не с этого. А с того, что лучший ученик года оказался еще и победителем в номинации «Обаяние и харизма». И действительно, хрестоматийного «ботаника» в этом живом, смешливом и искрометном подростке ничего не выдает.

Максим, признавайся, ожидал ли ты получить практически официальный статус обаяшки и харизматика? И как с этим обстоит в жизни?
– Нельзя сказать, что ожидал, интрига сохранялась до конца конкурса. Но в жизни меня, действительно, нередко выделяют за эти качества. В том числе и грамотами.
Очень похоже на то, что и вуз, и профессию ты для себя уже выбрал…
– Да, в старших классах я окончательно решил связать свое будущее с профессией инженера и планирую поступить в МГТУ имени Баумана на факультет машиностроительных технологий или на факультет лазерного и оптического оборудования. Сегодня я прилагаю к этому все свои усилия. Учиться я хочу в Москве, но в то же время делать для нашего края все, чтобы он становился лучше и современнее, одновременно сохраняя свою природную первозданность.
Максим, расскажи немного о конкурсе. Что для тебя оказалось наиболее сложным, интересным или даже неожиданным?
– Это замечательный конкурс. Он помогает выявить и поощрить самых активных и творческих ребят. На первом этапе требовалось презентовать портфолио за текущий и предыдущий годы, табель успеваемости, автобиографию. Далее – творческая презентация «Оставь свой след», краеведческий конкурс «Моя малая родина», мастер-класс «Театр и литература», дискуссия о современном театре и домашнее задание на тему «Моя роль в этом мире».
Последняя тема выглядит особенно глубокой. И как ты видишь свою роль в мире?
– Мое предназначение – в делах, от которых зависит не только моя судьба, но и окружающих. Наиболее сложным и в то же время самым интересным для меня стал мастер-класс, так как он давал широкие возможности проявить свои коммуникативные качества, организационные способности, творческие навыки. И каждому участнику была представлена возможность поучаствовать в мастер-классе другого человека.
А насколько серьезной оказалась дискуссия на тему современного театра?
– Ребята высказали много интересных мыслей. Я считаю, что театр – это искусство, которое учит быть человеком и сопереживать. Ничто так, как театр, не оказывает на людей сильное эмоциональное влияние.
Судя по тематике конкурса, он не имел ничего общего с точными науками. Каково было состязаться с гуманитариями?
– Да, конкурсные темы были связаны с проведением Года театра. Честно говоря, было немного сложно, хотя по гуманитарным предметам у меня тоже отличная успеваемость. А на конкурсе удалось победить благодаря помощи моей группы поддержки. Это мой руководитель и заведующий школьным мультимедийным центром Петр Юрьевич Малышкин, учитель английского Алена Сергеевна Крюкова, учитель русского языка и литературы Дмитрий Павлович Шевляков, учитель начальных классов Надежда Владимировна Линикова. Если говорить о моих любимых учителях, мне очень нравятся уроки математики у Лилии Александровны Барановой. Она великолепный специалист, мастер своего дела, доходчиво объясняет любую тему.
Ты и в классе лучший ученик?
– Один из лучших. Девятый класс закончил с красным аттестатом. 11-й класс стремлюсь закончить с золотой медалью.
Одноклассники отличников всегда недолюбливали. Какие у тебя отношения с ребятами?
– В основном дружеские, но сложности случаются. Иногда ребятам, у которых успеваемость не очень хорошая, хочется, чтобы ты им не просто помогал, а что-то за них делал. Я обычно в категоричной форме не отказываю, но на всех времени не хватит. Надо сначала доделать свою работу, а потом и товарищам можно помочь.
Как ты любишь проводить время вне школы?
– Стараюсь не тратить время даром, а проводить его с пользой. С первого класса проявляю активность в различных кружках и спортивных секциях. Тогда же начал участвовать и в КВН. Когда команда КамчатГТУ участвовала в краевом конкурсе, а я учился в первом классе, был главным на сцене, а со мной выступали студенты. Это было очень интересно и, конечно, волнительно.
В пятом классе я поступил в музыкальную школу № 4 по классу домры, а второй инструмент – фортепьяно. Также занимаюсь сольфеджио и музыкальной литературой. Оканчиваю музыкальную школу в этом году. Благодаря моим увлечениям и достижениям в музыке, спорте, танцах, участию в различных научных конференциях меня награждали путевкой в «Артек» три года подряд, включая 2019 год.
Какие у тебя предпочтения в спорте?
– С первого по четвертый классы я занимался кикбоксингом, с пятого по седьмой – самбо и дзюдо, с седьмого по восьмой – спортивной акробатикой, с восьмого по девятый – боксом. А в данный момент обучаюсь волейболу.
Мне всегда удавалось успешно совмещать науку и спорт. Мама, конечно, волновалась, мол, повредят голову, и останешься ты… в общем, без математики. Но папа настаивал на продолжении занятием спортом. Серьезных травм не было. Максимум – кровь из носа на соревнованиях. Но мама туда не ходила, а мы с папой ей и не рассказывали.
А в жизни приходилось применять физическую силу?
– Нет, только в спортзале.
Ты упомянул и о танцах…
– К сожалению, они уже в прошлом. Я занимался в одной из танцевальных студий, которая размещалась в нашей школе. Но потом студия переехала в другой район, я был маленький по возрасту, а мама по причине загруженности на работе не могла меня возить туда постоянно. Поэтому пришлось отказаться от танцев в пользу других, не менее интересных увлечений.
Почему именно домра стала твоим выбором в музыкальной школе?
– Я пришел в музыкальную школу, учась в пятом классе, в 10 лет. Родителям ничего не говорил, пришел один, попросил показать мне инструменты. Очень понравился саксофон. Преподаватель проверила мой слух, ритмику, все оказалось в порядке. Но тогда мои зубы были не очень ровными, прикус оказался неправильным. Учитель сказала, что играть с такими данными будет неудобно, надо поставить брекеты, подождать два года и только потом приходить. Но меня уже тогда буквально бил мандраж от предчувствия музыкальных путешествий. И тут я вспомнил, что одноклассник занимается на домре. Зашел в соответствующий класс и сказал преподавателю, что хочу заниматься на этом инструменте.
Поначалу приходилось непросто, так как струны металлические, и пальцы были в мозолях. Потом привык. И с музыкальной стороной все в порядке. С фортепьяно тоже удалось хорошо подружиться. Неоднократно пришлось участвовать в фестивалях и конкурсах различного уровня.
Не скромничай, расскажи об этом подробнее.
– С домрой я дважды участвовал в международном конкурсе «Когда мы вместе», оба раза – в Сочи. В 2016 году мы прибыли на конкурс группой ребят из музыкальной школы. Тогда я завоевал гран-при. А через год – ирония судьбы. Мы с родителями прилетели в Сочи, и я начал искать, в каком конкурсе можно поучаствовать, чтобы отдых не прошел зря. Выяснилось, что этот конкурс проводится вновь. Выступил и опять получил гран-при.
Неоднократно участвовал во всероссийском конкурсе «Волшебство звука», где занимал первые места. На конкурсе юных дарований Камчатки также становился победителем.
 Однажды нас с преподавателем пригласили в Южно-Сахалинск, где благотворительный фонд Владимира Спивакова отметил меня особым дипломом за успехи в учебе по классу домры и поощрил денежным призом.
Так, может быть, оставить математику?
– Я думал над возможностью связать свою жизнь с музыкой, но все-таки решил остановить свой жизненный выбор на царице наук.
И все-таки непонятно, как у тебя находится время и на отличную учебу, и на множество увлечений, приносящих победы.
– Мой девиз – следовать графику, который сам составляю для себя ежемесячно. И стараюсь рационально использовать свою энергию, чтобы хватило на весь день.
А считаешь ли ты себя вундеркиндом?
– Нет, не считаю, потому что вундеркиндами не становятся, а рождаются. Мне же на пути к успехам приходится трудиться.
 Беседовала Мария ВЛАДИМИРОВА

Газета «Камчатский край» №46 (675) ОТ 27.11.2019

Конец интервью

к списку интервью